Севморпуть готовят под контейнеры. С 2019 года госкорпорация «Росатом» отвечает за развитие Северного морского пути, организацией транзитных перевозок по трассе занимается дочерняя структура корпорации – компания «Русатом Карго». Именно она реализует проект «Северный морской транспортный коридор» (СМТК). Об этом мы уже писали ранее https://globaltrans-ntk.ru/%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%be%d0%b5-%d1%81%d1%83%d0%b4%d0%bd%d0%be-%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%88%d0%bb%d0%be-%d1%81%d0%b5%d0%b2%d0%bc%d0%be%d1%80%d0%bf%d1%83%d1%82%d1%8c/
В двух крайних точках СМТК разместятся транспортно-логистические узлы (хабы), где будет осуществляться перевалка контейнеров из европейских или азиатских портов с фидерных судов на суда ледового класса, которые будут идти по Севморпути.
Технико-экономическая модель
Выбор мест расположения хабов, типов судов ледового класса, рыночной ниши и экономических параметров проекта был сделан с учётом разработанной с участием российских и зарубежных экспертов технико-экономической модели. Как следует из презентации «Росатома», среди компаний, привлечённых к проекту, – голландская Royal HaskoningDHV, британская Ernst & Young, российские ЦНИИМФ, ЦКБ «Айсберг».
Согласно модели, среднее время прохождения от восточной точки до западной составит 15,5 суток. Данный вывод был сделан на основе анализа более 200 различных характеристик и параметров.
Хабы
Севморпуть готовят под контейнеры. Интересно, что с момента запуска у проекта СМТК изменились границы. Если раньше предполагалось, что трасса протянется от Мурманска до Камчатки, то теперь она расширилась до Владивостока.
Западная точка СМТК разместится в Мурманской области возле села Белокаменка. Восточной точкой станет причал №17 Владивостокского морского торгового порта (ВМТП, управляется компанией Fesco). В текущем году начинаются работы по проектированию, которые должны быть завершены до декабря 2022 года.
С учётом того, что время является основным конкурентным преимуществом пути через Арктику, перевалку контейнеров в хабах планируется осуществлять за 24 часа.
Арктический контейнеровоз
Выбор оптимального судна ледового класса проводился на основе анализа более 100 различных типов. В результате на данный момент основным является вариант судна ледового класса со следующими характеристиками:
- контейнеровместимость – до 6 тыс. TEU;
- мощность – 52,5 МВт;
- ледопроходимость – 2,76 м;
- топливо – СПГ.
В «Росатоме» пока не называют разработчика проекта судна. Стоит отметить, что озвученные параметры не совпадают ни с одним из двух вариантов, которые ранее в этом году были представлены финским бюро Aker Arctic (подробнее об этом рассказывал ранее блог «Судострой»).
Финны предлагали большую вместимость (8 тыс. TEU) и иную мощность (56 МВт или 44 МВт) при длине около 300 м и ширине 46 м.
Верфи
До 2025 года «Росатом» планирует построить не менее четырёх ледовых контейнеровозов. Кроме того, для выбора площадки строительства уже проведён аудит 27 верфей в России, Азии и Европе. Потенциальные партнёры для размещения заказов на строительство уже определены. Однако окончательное решение будет приниматься по итогам конкурса.
Рыночная ниша
Разработчики проекта СМТК видят своих клиентов в нише, которым нужна перевалка быстрее (до 19 дней) действующих морских путей и дешевле (на 20-25%) варианта по железной дороге. По словам представителей «Росатома», от грузовладельцев есть предварительное подтверждение того, что при соблюдении этих параметров они готовы рискнуть и отправить свой груз через Арктику.
Среди отраслей, заинтересованных в СМТК, в презентации были указаны несколько. Среди них машиностроение, деревообработка, производство мебели, автомобильная промышленность, производство электроники. Также могут перевозиться продукты питания, электронное оборудование, изделия из пластика и резины.
Партнёры
Пока что глобальным партнёром СМТК стала только компания DP World из ОАЭ. Впрочем, это одна из ведущих мировых логистических компаний. На последующих стадиях к проекту могут присоединиться и другие глобальные игроки.
Скорее всего, это будет зависеть и от результатов пилотной проводки транзитных грузов на новом судне. Она должна состояться в 2025 году. Ждать осталось не так уж и долго.