Горючее могут «запереть» в РФ. Подобное заявление расценивается, как способ давления на нефтекомпании. Они стимулируют не снижать поставки на внутренний рынок
Правительство вряд ли реализует эту меру на практике, считают участники рынка и эксперты. – Сейчас мы проблем не ожидаем, все необходимые меры приняты. Но, как вариант, эта мера существует, – сказал 21 апреля господин Новак, говоря о возможности запрета в период высокого спроса летом (цитата по «Интерфаксу»).
Во время топливного кризиса 2011 года, когда нынешний глава «Роснефти»https://www.rosneft.ru/ Игорь Сечин был профильным вице-премьером, уже вводились жесткие ограничения на экспорт бензина и нафты. Тогда была введена ограничения заградительная экспортная пошлина на бензин и нафту в размере 90% от пошлины на нефть.
Такая же мера обсуждалась в 2018 году, но не была реализована. По данным ФТС, экспорт бензина в прошлом году составлял 5,8 млн тонн. В марте 2021 года за рубеж было поставлено 408 тыс. тонн. Основными экспортерами являются Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза», Орский НПЗ (входит в группу «Сафмар»), «Газпром нефтехим Салават», ЛУКОЙЛ, Омский НПЗ.
Проблемы цены
Напомним, стоимость бензина в оптовом звене в начале 2021 года резко выросла. В результате Белый дом пошел на корректировку демпфера, снизив цену в формуле на 4 000 рублей за тонну. Однако даже увеличение демпфера может не сдержать цены на топливо при резком ослаблении рубля. Это может произойти в случае новых санкций.
– Запрет экспорта могли придумать для того, чтобы напугать нефтяников. Чтобы они не снижали поставки на внутренний рынок. Однако на практике эту угрозу будет сложно реализовать, – считает собеседник «Ъ». Если запрет коснется не только бензина, но и нафты, он приведет к сокращению переработки и к дефициту топлива.
Горючее могут «запереть» в РФ. В случае запрета у производителей может появиться стимул снизить выпуск бензина и увеличить выпуск нафты для экспорта. Также регулятору могут потребоваться рычаги воздействия на производителей. Это нужно что бы они не снижали производство. Вслед за запретом на экспорт бензина нефтяники либо увеличат экспорт нафты, либо попытаются экспортировать компоненты бензина – изомеризат и риформат.
Такое решение Правительства может привести к проблемам нефтеперерабатывающей индустрии. Экспорт бензина сейчас примерно на $80 на тонну выгоднее экспорта нафты. Экспорт компонентов также менее привлекателен из-за пошлин. К тому же у нефтяников РФ почти нет опыта работы на этом рынке. Как правило, компании сами снижали экспорт бензина в период повышенного спроса (июль-август). А основные объемы экспортных поставок приходятся как раз на первую половину года.
Недополученная выручка от вынужденного экспорта нафты вместо бензина может составить порядка 6 млрд рублей. Поэтому решение будет противоречить логике модернизации НПЗ. Кроме того оно пойдет вразрез с последними реформами в индустрии, стимулирующих более глубокую переработку. Вопрос снабжения рынка лучше решать не запретами, а изменением подхода к ценообразованию и регулированию.
Напоминаем, что узнать особенности перевозки опасных грузов Вы можете на нашей страничке https://globaltrans-ntk.ru/opasnii/