Мнение эксперта

 

Современные тренды в грузоперевозках в период корона вируса (COVID-19)-on-line стратегия

Пандемия корона вирусной инфекции COVID-19 затронула все аспекты жизни современного человека, а также все виды бизнеса во всех отраслях как внутри РФ, так и во всем мире. Грузоперевозки автомобильным транспортом, железнодорожная логистическая составляющая, а также складская логистика оказались, пожалуй, практически, самой незащищенной отраслью и частью современной бизнес индустрии.
Падение уровня производства и продаж во всех сферах нашей промышленности сформировала практически «абсолютное пике» для объемов грузоперевозок не только автомобильным транспортном, но и для большинства видов железнодорожных и контейнерных перевозок, привела к невосполнимым потерям не только в количественном, но и в качественном выражении отгрузок.

В период пандемии вируса СOVID-19 с начала 2020г, большинство перевозчиков и экспедиторов на логистическом рынке потеряли до 43% объемов перевозок. В летний сезон большинству крупных игроков логистического рынка удалось компенсировать значительную часть своих потерь, но вторая волна корона вируса вновь поставила под вопрос экономическую эффективность всего транспортного бизнеса в 2020г. Конечно, адресная помощь правительства Михаила Мишустина для некоторых сфер малого бизнеса, оказала значимую поддержку экспедиторам России. Однако её размеры и сроки действия заставляют руководителей транспортных предприятий с опаской вглядываться в финансовые результаты текущего года.
Наступившие в начале 2020г новые условия ведения бизнеса не только в России, но и во всем мире, заставили и транспортную отрасль перестраиваться на новые рельсы. Заставили находить обновленные пути построения и развития бизнеса грузоперевозок. Современный запрос потребителей и заказчиков доставки грузов смещается в on-line сферу. Сейчас для многих грузовладельцев стало интереснее и безопаснее оформлять доставку своих грузов при помощи интернета. Конечно, в сегменте перевозок генеральных и негабаритных грузов, а также проектных перевозок, on-line заявку на перевозку сделать на много сложнее, т.к. существует множество нюансов для отгрузки каждой отдельной партии, но желание иметь сетевой ресурс для общения со своим перевозчиком уже все более четче прослеживается и у крупных производственных и промышленных компаний.

Однако, здесь имеет место некий парадокс, а именно, мы все понимаем, что создание интернет платформ для общения с заказчиком требует внушительных инвестиций, которые на фоне пандемии, малому и среднему бизнесу получить стало на много сложнее. Исходя из этого, перевозчики и экспедиторы вынуждены вкладывать в разработку софта собственные оборотные средства, что неминуемо приводит к повышению себестоимости перевозок в среднем на 2-4%. И это повышение большинство грузовладельцев воспринимают очень негативно, порою отказываясь от сотрудничества в пользу более крупных холдингов, тем самым сокращая и без того низкую долю рынка автоперевозчиков малого бизнеса.

Помимо этого, есть еще ряд причин, таких как резкий скачок курса доллара, превращающий обслуживание автотранспорта в экономически сложный проект и снижающий импортную активность всего бизнеса в целом; общее снижение деловой активности, которые в ближайшей перспективе приведут к уходу с рынка автоперевозок мелкого бизнеса, а в среднесрочной перспективе- к монополизации всего рынка перевозок генеральных грузов в целом несколькими игроками, со всеми вытекающими последствиями в виде отсутствия ценовой и сервисной конкуренции, что свою очередь крайне негативно отразится на всех производственных и оптовых компаниям РФ. Что бы избежать такого сценария, нашему федеральному руководству необходимо задуматься о развитии малого бизнеса и принять программу его действенной поддержки.
Не смотря на все сложные аспекты развития on-line взаимодействия между заказчиком и перевозчиком, доля заказов по сети на фоне пандемии корона вируса будет иметь постоянный восходящий тренд, т.к. это очень удобно для обоих сторон бизнеса. К тому же автоматизация любых бизнес процессов в среднесрочной перспективе позволяет сократить затраты на содержание персонала при организации перевозок любых видов генеральных и негабаритных грузов. Данный фактор несомненно положительно повлияет на эффективность ведения бизнеса, но повсеместная цифровизация компаний, по расчетам аналитиков портала «Хэд Хантер» (www.hh.ru) уже до конца 2021г приведет сокращению персонала на 12-18% в зависимости от отрасли. Это негативно скажется не только на рынке занятости Сибирского региона, но и приведет к снижению налоговых отчислений в бюджет. Социальные аспекты данных изменений так же необходимо учитывать и принимать меры для купирования их последствий, в т.ч. созданием на рынке дополнительных рабочих мест.
Нельзя не обратить внимания на еще один тренд нашей современной действительности- организация удаленной или on-line деятельности сотрудников компаний, которые не заняты на непрерывных циклах хранения, упаковки и маркировка товара на складах. Это еще один несомненный плюс, который достался нам после весенних карантинных мер 2020г. Этот фактор позволит не только снизить затраты бизнеса на аренду и содержание офисных помещений, но и позволит сотрудникам проводить свои бизнес процессы не выходя из своего дома, что, без сомнения, положительно скажется на эпидемической ситуации страны. Кроме того, снижение затрат без сомнения приведет к повышению конкурентоспособности бизнеса. Однако, стоит отметить и другую сторону «медали» удаленной системы работы. Прежде всего это отразиться на собственниках коммерческих площадей, которым будет просто нечем платить за их содержание, что запустит цепочку кризиса неплатежей и банкротств. Причем в текущей реальности, у них практически не остается инструментов для оперативного реагирования на создавшуюся на рынке ситуацию.

Помимо этого, следует обратить внимание на эффективность и производительность труда, персонала, работающего on-line (удаленно, из дома). В силу эмоциональной составляющей домашней обстановки большинство сотрудников будут стараться уделять как можно меньше времени выполнению своих должностных обязанностей, а к их выполнению могут относится формально, что в сфере грузоперевозок и логистики может привести не только к потере клиентской базы, но и к созданию аварийных ситуаций в процессе загрузки и перевозки грузов. Во избежание подобных случаев, руководству компаний необходимо иметь план коммуникаций не только с базовыми серверами и заказчиками, но и еще надежный канал для связи между сотрудниками, по которым можно проводить постоянный мониторинг деятельности любого специалиста компании в режиме on-line.

В заключении, хотелось бы отметить, что процесс цифровизации бизнеса перевозок генеральных и негабаритных грузов требует точных расчетов бизнес моделей. Они должны быть выверены не только в рамках участников рынка, но и со стороны сотрудников, заказчиков и государства. На сегодня пандемия корона вируса COVID-19 бросает нам вызовы. Вызовы по модернизации всей системы взаимодействия между субъектами бизнеса. Но от того, как быстро и качественно нам удастся отстроить жизнеспособную модель таких связей, будет зависеть судьба всей транспортной логистики.