Фрахт в ударе. Индекс стоимости фрахта Baltic Dry достиг одиннадцатилетнего максимума из-за роста цен на сырьевые товары и перебоев с поставками. О росте тарифов мы уже писали ранее https://globaltrans-ntk.ru/%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b5-%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%84%d1%8b-%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%82%d0%b5%d0%b9%d0%bd%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d0%bf%d0%be%d0%b5%d0%b7%d0%b4%d0%be%d0%b2/
Фрахт в ударе. Как пишет Trading Economics, субиндекс Capesize в начале недели вырос на 2%, до почти 12-летнего максимума в 6114 пунктов, Panamax поднялся на 0,6%, до самого высокого показателя за пять недель в 3809 пунктов, а Supramax — на 27 пунктов, до нового рекордного максимума 3303 пункта.
Дефицит, аритмия и дисбаланс как драйверы цен
Стремительный рост тарифов на морские грузовые перевозки в 2020 и 2021 году обусловлен рядом факторов. Первым стал рост спроса на перевозки между США и Китаем. Это привело к дефициту контейнеров и судов сначала на этом направлении, а потом и по всему миру. Во-вторых, в ноябре Китай ввел новые требования на ввоз грузов. Это в свою очередь, привело к увеличению времени на их оформление и сказалось на доступности контейнеров.
В-третьих, разразившаяся пандемия сократила рынок грузоперевозок. Она разрушила его ритмичность и сбалансированность по всему миру. В-четвертых, в конце года мировая экономика начала постепенно выходить из карантина. Поэтому экспорт из Китая в США снова стал расти. Однако из-за неготовности к этому морских перевозчиков увеличилась задержка в отправлении судов.
В итоге контейнеры, отправленные из Китая с товаром, было нечем загружать в обратном направлении. Ну а возить их пустыми нецелесообразно и невыгодно. Это привело к нехватке свободных контейнеров в Азии и скоплению порожних на Западе. Как результат, к концу 2020 года стоимость морских перевозок выросла примерно в четыре раза. В пиковые моменты стоимость морского фрахта достигала 10 тысяч долларов.
В 2021 году подорожанию морских перевозок способствовала третья волна пандемии и вспышки коронавируса в отдельных странах. Стоимость выросла до рекордного уровня. Теперь цена отправки одного контейнера из Азии в Северную Европу впервые превысила 11 тыс. долларов. Ситуацию усугубила блокировка Суэцкого канала — одной из важнейших транспортных артерий мира. Дополнительно к негативным факторам добавилась вспышка COVID-19 на юге Китая. Она вновь может вызвать глобальные сбои в контейнерной торговле.
Альтернативы и перспективы
На этом негативном фоне в качестве альтернативы доставке грузов морем в мире стали активно развиваться железнодорожные, автомобильные и авиаперевозки. В России компания РЖД продемонстрировала в 2020 году рекордные объемы. Причем это произошло с одновременным снижением тарифов для ряда заказчиков. Стоимость автомобильных перевозок в российских регионах выросла на 20-30%. Авиаперевозки в 2020 году сначала подорожали в 2-3 раза, однако к июню 2020 года их стоимость существенно снизилась.
Что касается ситуации с морскими грузоперевозками в ближайшем будущем, то дальнейшее развитие получат альтернативные варианты. Например такие как железнодорожные и комбинированные перевозки (железная дорога плюс море). Прекрасную возможность для оптимизации такой логистики в России предоставит вторая ветка БАМа. Рост таких конкурентных вариантов снизит цены на доставку грузов морем.
Фрахт в ударе. Внедрение новых цифровых технологий так же повысит прозрачность процессов. Кроме того они создадут удобства пользования услугами перевозчиков. Это дополнительно позитивно отразиться на тарифах. Телематика позволит на 10-20% сократить расходы на топливо и ремонт. Кроме того, она даст возможность повысить загрузку транспортных средств. Влияние пандемии еще будет ощущаться еще какое-то время. Однако в экспертном сообществе полагают, что рост тарифов на грузоперевозки замедлится. В итоге он будет соответствовать среднестатистической инфляции.