Квалификационные требования к работникам транспорта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1742 с 01.01.2021 был отменен 231 нормативный правовой акт. Он касается всей транспортной отрасли, в том числе и автотранспортной. Еще 20 НПА отменяются с 01.03.2021, и еще 2 — с 01.01.2022.
В настоящее время действуют профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 01.01.2021, определенные в Приказе Минтранса России от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Теперь приказ ссылается на конкретный пункт Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и четко разделяет коммерческих перевозчиков и перевозчиков для собственных нужд. На перевозчиков для собственных нужд квалификационные требования не распространяются. Значительно изменились требования к работникам, обеспечивающим БДД. Теперь к ответственным за БДД не предъявляются требования иметь высшее образование, но появились требования к стажу работы в области обеспечения БДД не менее 3 лет для работников со средним профессиональным образованием. К работникам с высшим образованием такие требования не предъявляются. Работникам автопредприятий в период действия последней редакции отмененного приказа (с 2017 по 2020 гг.) было очень сложно, в некоторых случаях пришлось отказать в работе специалистам со средним профессиональным (профильным) образованием, добросовестно проработавшим на должности ответственного за БДД не один десяток лет. Теперь справедливость восстановлена.
Требования к диспетчеру
Полностью исключены требования к диспетчеру. Квалификационные требования к работникам транспорта. Это вызывает определенные сомнения, так как не может любой человек с улицы организовывать работу автотранспорта на определенных маршрутах, видимо, этот момент должен урегулировать работодатель в своих ЛНД.
Изменились требования к контролеру технического состояния транспортных средств, аттестация теперь не нужна, есть только требования к стажу работы:
- к работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее 3 лет;
- к работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее 1 года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта, при наличии специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»);
- к работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.
Порядок аттестации
Обновлен порядок аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью, в настоящее время он определяется Приказом Минтранса России от 31.07.2020 № 283. В отличие от предыдущего, в новом порядке аттестации уменьшилось количество вопросов: 300 вместо 360. Также не регламентированы срок и объем актуализации тестовых заданий: ранее срок был 5 лет, объем не менее 25 %. В предыдущем приказе были определены все 18 тем, по которым составлены тестовые задания, теперь озвучена только часть из них. В настоящее время на сайте Минавтотранса актуализированные тестовые задания с учетом изменений НПА не размещены. Среди нововведений следует отметить следующие:
- Выписка из протокола заседания аттестационной комиссии выдается аттестационной комиссией, в которой кандидат проходил аттестацию, по запросу кандидата в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня подачи запроса.
- Копия протокола заседания аттестационной комиссии в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня проведения аттестации, направляется аттестационной комиссией в ФБУ «Росавтотранс» для формирования реестра кандидатов, аттестованных в качестве специалистов, который размещается на официальном сайте.
- Информация о специалистах вносится в реестр специалистов в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня проведения аттестации.
- Кандидаты, не прошедшие аттестацию, вправе повторно подать заявку на официальном сайте.
- Началом действия аттестации является дата внесения реестровой записи о специалисте, указанная в реестре аттестованных специалистов.
Больше полезной информации вы можете узнать на нашей страничке https://globaltrans-ntk.ru/category/polezninfo/ либо посетив наш аккаунт в Инстаграм https://www.instagram.com/global_trans_nsk/?r=nametag
Требования к водителю
Квалификационные требования к работникам транспорта. Что касается водителей, то с 01.01.2021 порядок прохождения их профессионального отбора и профессионального обучения определяется Приказом Минтранса России от 29.07.2020 № 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». По сравнению с ранее действующим одноименным приказом:
- Исключен термин «стажировка» водителей, вместо него включен термин «испытание», видимо, заимствованный из Трудового кодекса, а это не совсем равноценные понятия. Стажировка представляла собой обучение и проверку знаний по управлению автотранспортными средствами, испытание же оценивает только трудовые функции водителя. Кроме этого, стажировка проводится непосредственно под руководством водителя-наставника, а в период испытательного срока кандидат на должность водителя может работать самостоятельно. Теперь стажировку следует проводить в соответствии с Постановлением Минтруда РФ и Минсоцразвития РФ № 1/29, и это тоже одна из задач «регуляторной гильотины», не должно одно мероприятие регулироваться разными НПА.
- Отменено собеседование с кандидатами и их тестирование.
Кроме того, определены квалификационные требования к разным категориям водителей.
Для водителей грузового автомобиля со спецсигналами
- наличие российского национального ВУ соответствующей категории (в отдельных случаях допускается наличие иностранного национального или международного ВУ);
- требования к стажу (опыту) работы водителя грузового автомобиля не предъявляются;
- требования к уровню профессионального образования не предъявляются, но обязательно наличие свидетельства, подтверждающего повышение квалификации водителей транспортных средств, оборудованных спецсигналами.
Для водителей грузового автомобиля с тахографом:
- наличие российского национального ВУ соответствующей категории (в отдельных случаях допускается наличие иностранного национального или международного ВУ);
- требования к стажу (опыту) работы водителя грузового автомобиля не предъявляются;
- требования к уровню профессионального образования не предъявляются, но водитель должен знать правила использования тахографов и должен уметь использовать в работе различные типы тахографов.