Рынок железнодорожных операторов ждет консолидация. Так считает большинство участников данного бизнеса. Рынок пополнился двумя новыми крупными игроками — «Модум-Трансом» https://modumtrans.ru/ и «Атлантом» https://www.atlant-rail.ru/. По итогам 2019 года два оператора могут сформировать новую большую четверку вместе с ФГК и ПГК. По мнению экспертов, в 2020 году конкуренция на рынке оперирования увеличится. Это создаст предпосылки для дальнейшей консолидации считают эксперты Группы компаний «Глобал Транс» https://globaltrans-ntk.ru/ .
Как отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, на конец 2019 года «Атлант» после сделки с ВЭБ.РФ уже сформировал парк из более чем 52 тыс. вагонов, а после передачи всех вагонов «ВЭБ-лизинга» в 2020 году парк вырастет до 75 тыс. штук. «Модум-Транс» к концу года увеличил парк в управлении более чем до 80 тыс. единиц (после завершения серии сделок с лизинговым парком ГТЛК, которым оперировали «Восток1520» и «ВМ-Транс») и вышел на третье место по величине парка в управлении, уступая только Федеральной грузовой компании (ФГК, входит в ОАО РЖД) и Первой грузовой компании (ПГК), добавляет он.
Рынок железнодорожных операторов ждет текущая консолидация парка.
Рынок железнодорожных операторов ждет консолидация. Всего в консолидированном управлении оператора 129,3 тыс. вагонов, при этом за январь—сентябрь компания закупила 4,4 тыс. полувагонов и более 260 платформ. Второе место осталось за ПГК Владимира Лисина (112,3 тыс. единиц). Также в топ-5 сохранили позиции «Нефтетранссервис» (НТС), РТК и Globaltrans. Значительные изменения в рейтинге продемонстрировала Railgo Рахмана Халилова, которая в 2018 году и за девять месяцев 2019 года приобрела 13,6 тыс. нефтеналивных цистерн, прибавив восемь позиций и заняв 14-ю строчку с 17,3 тыс. вагонов в управлении (в собственности на 30 сентября 2019 года — 25,7 тыс. единиц).
В топ-5 крупнейших собственников вагонов традиционно вошли ФГК, ПГК, Globaltrans, РТК и НТС. По итогам января—сентября доля тройки лидеров среди собственников снизилась на 1 процентный пункт, до 24% парка РФ. Крупнейшими покупателями стали «Модум-Транс» (приобрел 9,8 тыс. вагонов), РТК (более 4,8 тыс. вагонов), «Уголь-Транс» (почти 4 тыс. вагонов).
В целом по объему перевозок за девять месяцев доля топ-10 крупнейших железнодорожных операторов сократилась на 2 процентных пункта, до 57,7%. Снизилась и доля первой тройки, составив 29%. У лидеров рынка ФГК и ПГК показатель упал на 8,1% и 7,8% соответственно, а у Globaltrans — вырос на 2,5%. Наиболее динамично перевозки наращивали «ВМ-Транс» (на 77,1%), «Модум-Транс» (на 62,3%), «ЛУКОЙЛ-Транс» (на 36,1%) и Railgo (на 32,4%). Остальные консолидированные операторы крупнейших нефтегазовых компаний, оперирующие преимущественно парком нефтеналивных цистерн, сократили объем перевозок: «Газпромтранс» — на 13%, «РН-Транс» — на 37%. Грузооборот ФГК сократился на 5,3%, ПГК — на 9,4%. Лидерами по росту в грузообороте стали Railgo, «ВМ-Транс» и «Модум-Транс».
В целом 2019 год завершился формированием устойчивого профицита парка, снижением ставок аренды и предоставления универсального подвижного состава — полувагонов, крытых вагонов, платформ. Конкуренция на рынке оперирования полувагонами в 2020 году резко усилится, а консолидация будет только рости. Операторы в условиях снижения арендных ставок на полувагоны в начале 2020 года до 1,4–1,45 тыс. руб. без НДС в сутки сфокусируются на закупках вагонов с увеличенной грузоподъемностью.
В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) отмечают, что по итогам 2019 года очевидно стабильное снижение ставок предоставления вагонов. В таких условиях, считают в ИПЕМ, неизбежной становится перспектива консолидации на рынке операторов в 2020 году.