Острый дефицит контейнеров на Китай. На рынке морских контейнерных перевозок в сообщении с Китаем начался резкий рост ставок — по разным направлениям в два-пять, а то и в десять раз. Ряд операторов остановили прием заявок на отправки. На предновогодний скачок спроса и пандемию накладывается новый фактор: острый дефицит контейнеров на Китай. Традиционный дисбаланс торговли Китая с США и Европой, когда потоки из КНР многократно превышают встречные, усугубился, порожние контейнеры в большом количестве скопились в Северной Америке. Ситуация уже влияет на средний бизнес, для которого цена фрахта стала неподъемной, и может привести к росту стоимости товаров и компонентов, а также сроков доставки.
Перевозчики и экспедиторы отмечают резкий рост цен на отправку контейнеров. На направлении Китай—Россия наблюдается дефицит контейнеров. Из-за этого ставки фрахта за несколько недель выросли с $3 тыс. до $5–6 тыс. Maersk убрала с сайта возможность букирования онлайн. Sinokor разослала письма, что приостанавливает букирование на весь декабрь. Часть линий уже анонсировала ситуацию stop booking. Среди них один из крупнейших контейнерных перевозчиков — CMA CGM.Они уже в конце ноября прекратила прием заявок до конца года.
Экспорт и импорт контейнеров в Китай.
Обычно «высокий сезон» в Китае длится с августа по сентябрь, а также весь январь. В конце сентября спрос обычно несколько снижается и тарифы идут на спад. Однако в этом году они продолжили расти. Резкий скачок ставок наступил в конце октября — начале ноября и продолжается. Тарифы в три-четыре раза превышают ставки конца осени прошлого года. По словам экспертов из Группы компаний «Глобал Транс» https://globaltrans-ntk.ru/, рост ставок начался в сентябре. Сейчас на морской фрахт из Азии в Европу они в среднем в 2,5 раза выше уровня августа. Сегодня SCFI (Шанхайский индекс контейнерных перевозок) достиг самого высокого уровня за восемь лет.
Многие факторы роста понятны: и пандемия с отложенным спросом, и преддверие праздников. Однако появился и новый: дефицит порожних контейнеров в Китае. Он стал следствием торгового дисбаланса между производителями в АТР и потребителями в Северной Америке и ЕС.
Нарушение баланса контейнерных перевозок.
В денежном выражении экспорт из Китая втрое превышает импорт из США. За девять месяцев 2020 года объем контейнерных перевозок из Северной Америки в Азию сократился на 14%. В обратном направлении — вырос на 12%. Пандемия спровоцировала нарушение баланса контейнеров. В начале пандемии во всех странах были введены ограничения, и часть торговых отношений замерла. Сейчас ситуация изменилась кардинально, поток товаров из Китая хлынул на экспорт. Много контейнеров находятся в пути, и до сих пор не вернули их в Азию. Морские линии тратятся на передислокацию порожних контейнеров. В качестве отдельного тренда отмечается рост потребления товаров повседневного спроса из-за COVID-19. Объемы поставок в страны Юго-Восточной Азии сократились не только из США, но и из Канады и Мексики. Дефицит контейнеров в Китае стал основной причиной резкого роста цен на перевозки контейнеров.
Подробнее на https://www.kommersant.ru/doc/4595411.