На пороге больших перемен. Что ждёт перевозчиков в 2020 году.

Пожалуй, самым резонансным событием 2019 года стало распространение режима труда и отдыха на физических лиц, владеющих грузовым транспортом. Были, конечно, и другие важные новости – например, повышение тарифа системы «Платон» или вынесение на рассмотрение Госдумы законопроекта о реестрах перевозчиков. Однако изменения в тахографическом законодательстве стали наиболее обсуждаемыми, что неудивительно: по данным РТИТС, более 60% грузовиков в России принадлежит физическим лицам.

В 2019 году правительству удалось справиться с одной из главных проблем предыдущего года – ростом цен на топливо. Недавно вице-премьер Дмитрий Козак заверил журналистов, что предпосылок для серьёзного подорожания топлива в обозримом будущем нет.

Однако в новом году расходы перевозчиков всё-таки увеличатся – вместе с тарифом «Платона», размерами штрафов и ставкой утилизационного сбора.

Тариф «Платона» вырастет
С 1 февраля 2020 года проезд по федеральным трассам станет дороже на 16 копеек. Решение о повышении тарифа до 2,20р за километр было принято еще летом 2019г.

Сегодня отраслевые организации предлагают освободить от «Платона» газомоторные грузовики, но пока эта инициатива находится на стадии обсуждения. В этом году обсуждения будут продолжаться, но их реализация маловероятна: льготы для владельцев ГМТ не поддерживает Минтранс. И эта позиция, в целом, логична – ведь изначально «Платон» создавался для компенсации ущерба, наносимого дорогам тяжелыми грузовиками, а газомоторный транспорт портит дорожное покрытие не меньше, чем любой другой.

АСВГК продолжит расширяться
В 2020 году на российских дорогах станет больше автоматических пунктов весового контроля. На федеральных дорогах должно появиться около 10 новых комплексов, а на региональных – не менее 50.

Судьба весов на федеральных трассах зависит от концессионного соглашения на развертывание системы, которое до сих пор не подписано. Вполне возможно, что в 2020 году концессионер федеральной АСВГК наконец определится. Среди претендентов – оператор «Платона», компания РТИТС и «Ростелеком».

Штрафы за перегруз станут фиксированными
Сегодня размеры штрафов за превышение общей массы или осевой нагрузки для физических и юридических лиц сильно различаются: «физики» платят в десятки раз меньше, чем предприниматели. Кроме того, у штрафов есть «вилки» – минимальные и максимальные значения. В будущем штрафы за перегруз уравняют: их будут взыскивать с владельцев ТС вне зависимости от формы собственности, а «вилка» исчезнет – суммы станут фиксированными.

Физлиц начнут штрафовать за отсутствие тахографов
Минтранс предоставил физическим лицам, владеющим грузовым транспортом, отсрочку на установку тахографов. В будущем году её сроки подойдут к концу. Напомним, что они привязаны к экологическому классу транспортных средств.

Грузовики массой более 12 тонн должны быть оборудованы тахографами:

До 1 марта 2020 года – если их экологический класс не определен;
До 1 июня 2020 года – если их экологический класс Евро-3 или ниже;
До 1 сентября 2020 года – если их экологический класс Евро-4 или выше.
Среднетоннажные (от 3,5 до 12 тонн) грузовики, экологический класс которых не определен, должны быть оснащены тахографами до 1 декабря 2020 года.

Перевозчикам и экспедиторам могут разрешить страхование ответственности
Сегодня законодательство не предусматривает страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов. При этом недобросовестные страховщики её всё же страхуют, берут с предпринимателей деньги, а затем – при наступлении страхового случая – отказывают в выплатах, ссылаясь на букву закона.
Законопроект, который сделает такой вид страхования легальным, уже прошел первое чтение в Госдуме. Вполне возможно, что в 2020 году он будет принят.

Мы уже перевезли

тонн грузов